На стиле: как ливрея John Player Special стала легендой

Прекрасных гоночных ливрей много, но лучших только три: Martini Racing, Gulf Oil и John Player Special. Увы, вермутами я не увлекаюсь, продукцией компании Gulf Oil не могу пользоваться в силу уважительных причин – фирма никогда не была представлена на территории РФ, а кроме того закрылась еще в 1984-м. Остаются лишь сигареты JPS. Их при желании можно найти в России. Загвоздка в другом – я не курю. В противном же случае, ни за что и никогда не изменял черно-золотой пачке John Player Special. Интересно какие они на вкус? Должно быть такие же восхитительный как и дизайн…

Все великое и гениальное – просто. Дизайн пачки JPS стал дистиллированным воплощением класса и стиля, кажется, без особых усилий. Строгие цвета, минимум наносных украшательств, подчеркнутый минимализм и лаконичность в оформлении – все это магнитом притягивает взгляд. История подсказывает то, что хорошо для пачки сигарет, идеально подойдет и для гоночного автомобиля…

John Player – имя знакомое большинству именно по гонкам “Формулы-1” принадлежит не вымышленному, а вполне реальному персонажу. Джон Плеер вошел в табачный бизнес еще в 1877 году, выкупив фабрики принадлежавшие Уильяму Райту. Сегодня Джона назвали бы человеком с планом. Он не только открывал новые заводы, расширяя производство, но и умел заглянуть в будущее. Считается, что именно Плеер начал продажу пакетированного табака. До этого куревом торговали исключительно на вес. Новизна подхода и выдержанное качество принесли свои дивиденды – к середине 30-х годов XX века Джон Плеер с сыновьями держали две трети сигаретного рынка Великобритании.

Но миллионы петролхедов по всему миру любят Джона совсем за другое. В конце 60-х John Player & Sons устроила настоящую революцию в автогонках. 12 мая 1968 года на старт Гран-при Испании, второго этапа чемпионата мира F1, Lotus 49 Грэма Хилла вышел в новой боевой раскраске. Вместо традиционного для английских гоночных машин зеленого, сигарообразная тушка “Лотуса” запылала красно-золотыми цветами сигарет Gold Leaf – топовой марки табачной империи Джона Плеера. Нельзя сказать, что это был дебют рекламы на гоночных машинах. Наклейки спонсоров, как правильно технических, и раньше появлялись на бортах, но коллаборация между “Лотусом” и Джон Плеером выводила всю рекламную историю на новый уровень.

Чемпионского блеска новому сотрудничеству добавил тот факт, что Грэм Хилл выиграл первую же гонку в табачной ливрее (а затем, к слову, и весь чемпионат), задав высочайший стандарт для всех последователей. Но настоящая легенда родилась в 1972-м, когда John Player & Sons специально для гонок F1 создала совершенно новый табачный бренд. Удивительно, но факт John Player Special – сигареты, придуманные для гонок. Одновременно с появлением на трассах Гран-при революционного Lotus 72 в черно-золотой ливрее в продаже появились пачки JPS. Причем, чтобы обходить запреты уже начавшего расправлять плечи анти-табачного лобби, сигаретный бренд интегрировали в само название команды. Получилось красиво и важно – John Player Team Lotus.

Если период сотрудничества Lotus с маркой Gold Leaf стал невероятно успешным, то эпоха John Player Special это успех феноменального масштаба. Дело не только в чемпионских титулах, хотя они были, причем не один и не два, важнее, что “лотусы” в ливрее JPS превратились в рекламную заставку всей “Формулы-1” 70-х годов. Благодаря John Player Special, перед аудиторией прямых телетрансляций участники чемпионата мира предстали не только быстрыми и бесстрашными, но также крутыми и стильными.

Говорим JPS – подразумеваем Lotus. Это, конечно, так. Хотя помимо “Формулы-1” черно-золотая ливрея появлялась и в других гоночных сериях: F3, “Транс-Ам”, кузовные чемпионаты, британское мотокольцо, гонки скоростных катеров. Роскошь черного золота оценили и все причастные к гоночным успехам JPS. Дорожные модели “Лотуса”, “Форда” и БМВ с радостного благословения маркетологов переодевались в “блэк энд голд”. Каждый кому повезло сесть за руль этих машин легко подтвердит – черное золото JPS добавляет как минимум 15 л.с. к мощности двигателя.

Но у любой истории есть свой конец. Расцвет JPS остался за горизонтом еще в конце 80-х. Причем, вместе с дряхлевшим “Лотусом” (к слову, последний Гран-при для John Players Special выиграл Айртон Сенна) по наклонной плоскости покатились и коммерческие успехи марки. Формально эти события не связаны друг с другом, но совпадение получилось интересным. Во всяком случае, никто не отнимет у JPS и Lotus ярких побед прошлых лет, а уж про дизайн и говорить нечего – черное с золотом это на века.

TrunkMonkeys
🐒🐒🐒

Что еще в этом блоге:
Alfa Romeo 164: последняя из настоящих или начало конца?
"Маленький вихрь" от Plymouth или "Дастер" здорового человека
"На старт, внимание, назад!" — почему в Голландии полюбили гонки задом наперед
Плавающий автомобиль или ездящий катер: история Amphicar 770, который так и не понял, что он такое
Неукротимая и легендарная: Toyota Supra, которую мы потеряли
Самый красивый Chrysler, ушедший кормить медуз
Выстрел в Аврору: что будет если автомобиль построит священник
Жан Бера: история самого бесстрашного гонщика мира
Почему у раллийной Lancia эмблема со слоником?
Почему Энцо Феррари любил ездить на Peugeot
Приключения советских раллистов в Эфиопии
За что итальянские карабинеры любят Alfa Romeo
Идеальный автомобиль для Лорда Ситхов: история Buick GNX
Как механики Scuderia Ferrari воровали тормоза с клиентских машин и что из этого вышло
Самый красивый Duesenberg, которого… не было
Чего газотурбинные автомобили добились в автоспорте
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 1
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 2
Приключения "Нивы" в "Дакаре" — Часть 3
Престон Такер против Детройта: гений и злодейство
Энциклопедия автомобильных кузовов
Расследование о четырехглазой “Волге”
Американская автомобильная свалка: исчезающая красота
За 65 лет до Stelvio: первый внедорожник от Alfa Romeo
История создания Ferrari F40
Чебурашка уходит от погони: что будет если скрестить грузовик и членовоз
Открываем “Жигули”: как мог выглядеть кабриолет на базе ВАЗ-2101
DeLorean великий и ужасный: судьба главного хипстера Детройта
Поймай меня, если сможешь: история грандиозных обманов. Часть 1: Ралли
Поймай меня, если сможешь: история грандиозных обманов. Часть 2: Формула-1
Фальстарт для старта: почему не сложилась судьба самого красивого советского микроавтобуса
“Мне бы в небо…”: героическая трагедия Чарльза
Роллса

Личный самолет Колина Чапмена закатали в ливрею JPS по его личному распоряжению. И кто скажет, что получилось плохо?!

Примерно вот так в знаменитых табачных цветах Lotus прошлых лет могли выглядеть современные автомобили F1. Какой вариант лучший? Все хороши, но чемпион, по-моему, очевиден…

Возможности Photoshop и других программ позволяют фанатам представить как ливрея JPS смотрелась бы на разных моделях. Что скажете о таком вот Porsche 944? Круто вышло, не правда ли?

Не менее прекрасен и фантазийный Audi 90 в стиле американской кольцевой серии IMSA

Хорош и Esprit в окраске последнего Lotus 98 Айртона Сенны

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.