Гран-при России Формулы 1: командная тактика и «трудные решения»

Кажется, этой победе никто не был рад, и оба пилота Mercedes чувствовали себя на финише крайне неловко, как будто кто-то застал их за мелким жульничеством.
Интересная штука эта командная тактика: большинство людей, занимающихся профессиональным автоспортом, говорят о том, что она необходима, ведь на кону стоят интересы команды. Другое дело зрители — им нужно зрелище, остальное никого не интересует. И правильно.

На Гран-при России командная тактика была применена трижды: в трех командах — Mercedes AMG Petronas Motorsport, Racing Point Force India и Williams Martini Racing. Давайте разберемся, что происходило.

Самой наглядной, конечно, стала ситуация в команде Mercedes — и это понятно: борьба за титул и Кубок конструкторов привлекает повышенное внимание, так что перестановку на 25-м круге Боттас — Хэмилтон и невозврат позиций в конце обсудили уже неоднократно. Тем не менее есть некоторые нюансы, которые делают ситуацию не слишком однозначной.

Для Валттери Боттаса трасса «Сочи Автодрома» была счастливой на протяжении практически всех пяти лет. Здесь ему удавалось то, что не удавалось больше ни на одной трассе: два подиума (был бы и еще один, если бы не инцидент с Райкконеном в 2015-м) и одна победа за пять этапов плюс стабильно высокая квалификация — всегда в Топ-3.

Еще перед гонкой Себастьян Феттель напомнил ему прошлогодний эпизод, когда Боттас выиграл Гран-при России, обойдя две Ferrari на старте, но едва не упустил победу, допустив ошибку во второй половине гонки. В этом году финн пошел дальше, и уже в квалификации стал первым, опередив своего партнера по команде на 145 тысячных секунды.

Старт в гонке тоже был однозначным в пользу Боттаса, и он был безусловно первым, пока Хэмилтон и Феттель боролись за вторую позицию. Он же первым в лидирующей группе заехал на пит-стоп — и совершенно правильно — сохранив за собой позицию лидера гонки.

Но затем «что-то пошло не так»: Ferrari приняли стратегически правильное решение, зазвав Феттеля в боксы следом за Боттасом, а вот Mercedes допустили ошибку, совершив слишком поздний пит-стоп для Хэмилтона, который терял время, оказавшись в трафике. Они поспешили ее исправить, но было уже поздно: даже отличная работа механиков не помогла — Льюис выехал на трассу слишком поздно, попробовал сразу атаковать Феттеля, но безуспешно, оказался за ним, а Тото Вольфф традиционно вмазал кулаком по столу. По сути, именно в этот момент и была решена судьба Валттери Боттаса и тактика команды на оставшуюся гонку.

К чести Хэмилтона надо сказать, что его обгон Феттеля на 16-м круге был просто хрестоматийным — и это с учетом того, что сейчас машины Ferrari если уже и не быстрее, то, по крайней мере, никак не медленнее Mercedes. Льюис не стал долго ждать, и следом за первой попыткой обгона красных предпринял и вторую — на этот раз успешную, но она стоила ему, как сообщил Тото Вольфф, проблем с резиной. Хэмилтон догоняет Боттаса, но не проходит его.

К этому моменту лидером гонки становится Макс Ферстаппен, который в свой 21-й день рождения творил в Сочи настоящие чудеса. Если так пойдет и дальше, то все скоро забудут про те обидные прозвища, которыми награждали молодого голландца в начале его карьеры и, возможно, через пару лет будут приветствовать нового чемпиона.

Хельмут Марко и Макс Ферстаппен

Ферстаппен, стартовавший из самого хвоста пелотона из-за штрафов за замену силовой установки и собственное грубое нарушение под желтыми флагами в квалификации, включил какой-то космический режим и уже к 18-му кругу возглавлял гонку, хотя и не заезжал на пит-стоп в отличие от лидеров.

Риккардо было сложнее — на первых кругах у него был поврежден носовой обтекатель, что привело к уменьшению прижимной силы, но и он делал все возможное и провел красивую гонку. После замены обтекателя во время позднего пит-стопа он также сумел наверстать упущенное и финишировать вслед за напарником. Оба Red Bull оставались на трассе до последнего: как выяснилось позже, в боксах команды очень рассчитывали на появление машины безопасности, надеясь таким образом минимизировать потери от пит-стопа.

Возвращаясь к Mercedes: все, кто смотрел трансляцию, видели, как Тото Вольфф потянулся пальцем к красной кнопке «тактика», и как после этого на 25-м круге Валттери Боттас безропотно пропустил своего партнера по команде. На пресс-конференции после гонки Хэмилтон скажет, что получил приказ прибавить скорость и обойти Валттери в 13-м повороте и выполнил это, будучи командным игроком. Примерно то же самое повторил и Боттас, но вот дальше возникает несколько вопросов, ответы на которые оставляют очень неприятное послевкусие. Но в конце концов, вы же не ждали, что Хэмилтон вопреки всему решит вернуть позицию напарнику и лишиться 7 очков?

Тото Вольфф

Еще накануне гонки Вольфф говорил о том, что ночью они будут решать сложные вопросы по командной тактике — и, судя по реакции обоих пилотов, решение было принято, и команда о нем информирована. Боттас повел себя предсказуемо — просто подвинулся. Но почему на последнем круге у него возник вопрос о том, в каком порядке они будут финишировать, а ему ответили «поговорим после гонки»? Mercedes просто не счел нужным поставить своего пилота в известность про смысл рокировки, а Боттас думал, что все произойдет как на Гран-при Венгрии в прошлом году, когда Льюис вернул ему позицию после неудавшегося обгона? После финиша финн скажет, что его вообще не сочли нужным предупредить о возможности подобной ситуации. Значит ли это, что с ним вообще перестали считаться в команде и он окончательно утвердился в статусе «настоящего джентльмена»?

Валттери Боттас

Возможно, я чересчур категорична, но я воспринимаю ситуацию, в которую их поставило «сложное решение» рулевого команды Mercedes, как унизительную для обоих пилотов. Да, семь очков в чемпионате это много, успех иногда зависит и от одного, и сама по себе командная тактика явление совершенно нормальное, когда на кону титул. Но: во-первых, оба пилота имеют право знать, что будет происходить, особенно если это обсуждалось накануне, а во-вторых, я до сих пор убеждена, что Льюис вполне мог обогнать Боттаса самостоятельно даже на подпорченной резине, и это было понятно по тому темпу, который он продолжал держать.

Интересно, что в своих комментариях остальные команды с полным пониманием отнеслись к происшедшему. Так, Себастьян Феттель сообщил, что «все понимают, почему они так поступили», но на финише все равно и Боттас, и Хэмилтон выглядели очень расстроенными. Британец сказал, что он очень хотел этой победы, но предпочел бы ее завоевать другим образом и даже не может подобрать правильных слов, чтобы прокомментировать ситуацию. Боттасу оставалось только смириться с тем положением, в котором он оказался, и «вести себя как джентльмен». С другой стороны, он сам сказал еще некоторое время тому назад, что уже не борется за титул и готов помогать своему партнеру. Так что удивляться нечему. Впрочем, и сравнивать Mercedes 2018 с Ferrari времен Шумахера и Ирвайна тоже нет смысла: в отличие от Боттаса Ирвайн всегда подчеркивал, что для него это — просто работа по контракту.

Лэнс Стролл и Сергей Сироткин

Очень похожая история произошла и еще в одной команде — Williams Martini Racing, просто из-за отстающего положения в чемпионате ей вовсе не уделили внимания, и на экраны телевизоров она не попала, оставшись за кадром.

Сергей Сироткин стартовал в гонке с высокой 13-й позиции — не столько, конечно, благодаря хорошей квалификации, сколько из-за того, что пятеро пилотов после различных штрафов заняли последние места на гриде.

Сам пилот говорит о том, что у него был хороший старт, и уже ко второму повороту он догнал Карлоса Сайнса и Маркуса Эрикссона, пытаясь протиснуться между ними. К сожалению, пилоты Sauber и Renault его не видели, и на входе в поворот сузили калитку, после чего и произошел контакт Сайнса и Сироткина. Повреждения из-за этого контакта получили обе машины, но Сергей оказался в более невыгодном положении и потерял не только то, что отыграл на старте, но и еще несколько позиций.

Здесь можно посмотреть видео той атаки:
streamable.com/ra5qe

«Я как мог вернул ситуацию под контроль, но некоторые повреждения у машины стоили нам потери прижимной силы, — рассказал Сергей Сироткин после гонки. — Сейчас я не могу сказать насколько, потому что мы еще не анализировали это детально.

После первых трех кругов мне все же удалось вернуть контакт с машиной и продолжить борьбу, я сумел догнать напарника, но он оттормозился и “вывез” меня наружу в 13-м повороте, так что я вновь уступил одну позицию — в этот раз Вандорну, повредил резину, но не мог заехать на пит-стоп, т. к. была очередь Лэнса. И в итоге я за следующие три круга на грязной резине потерял порядка трех секунд с каждого круга. А те, кто заехал в боксы сразу же, начали резко отыгрывать, поэтому можно сказать, что гонка была проиграна уже сразу».

Так в очень дипломатичной форме Сергей рассказал то, что на самом деле выглядело несколько иначе: предумышленно или нет (сейчас уже не разобрать), но Лэнс Стролл, переходящий в следующем году в Racing Point Force India, выбил своего напарника с трассы, а команда вместо того, чтобы принять правильное решение и зазвать Сергея сразу в боксы, еще раз продемонстрировала, чьи интересы она блюдет. Поэтому нет ничего удивительного в словах Бориса Ротенберга, сказанных им после гонки, что совершенно не факт, что сотрудничество с Williams продолжится и в следующем году, потому что «зачем нам нужны такие гонки?». Очень жаль, еcли это отразится на будущем Сироткина — очень талантливого и трудолюбивого, грамотного пилота, главная проблема которого заключается лишь в том, что он является командным игроком и не желает заниматься политическими играми, что в Формуле 1, к сожалению, необходимо.

А вот третий пример командной тактики — как раз обратная история. Это то, что зрители и хотят видеть: честное соревнование — вещь для Формулы 1 практически недостижимую. Именно поэтому год назад в Венгрии все удивлялись тому, что Хэмилтон вернул позицию Боттасу. В этот раз такая же история произошла в Force India, но явно не по желанию пилотов, а по воле команды, которая запретила им борьбу после истории в Сингапуре. В Сочи Серхио Перес с Эстебаном Оконом тоже поменялись местами, дабы попробовать обогнать Магнуссена, но когда это не получилось, вернулись на прежние позиции.

Чем еще запомнился уикенд в Сочи?

Прежде всего — официальным объявлением Даниила Квята в Toro Rosso. То, о чем все столько говорили, наконец-то произошло. Со следующего сезона Квят вновь сядет за руль машины Toro Rosso, и можно сказать, что это абсолютно верное его решение: если можно вернуться в Формулу 1, то отказываться от такого шанса просто глупо.

Даниил Квят

Более того, есть и немного инсайда про Даниила: в паддоке Формулы 1 ходят настойчивые слухи о том, что Lukoil хотел бы войти в эту историю и поддержать Квята в команде Франца Тоста, недаром же руководитель Лукойл Рейсинг Евгений Малиновский был неоднократно замечен в эти выходные в беседах с руководством Red Bull и Toro Rosso. Такая поддержка Даниилу явно бы не помешала, просто чтобы чувствовать, что тылы прикрыты.

Кстати, по поводу второго места в Toro Rosso еще нет никакой ясности. Опять же по слухам, один из претендентов на него — Эстебан Окон, в том случае, конечно, если Mercedes и в самом деле решат отпустить гонщика на свободу, не связывая его дальнейшим контрактом.

Из остальных гоночных горячих событий российского уикенда нельзя не отметить два невероятных прорыва: Артема Маркелова в субботней гонке Формулы 2 и Макса Ферстаппена в воскресенье.

Артем Маркелов

Артем Маркелов на самом деле творил на трассе что-то невозможное. Стартовав после неудачной квалификации накануне лишь с 19-й позиции, он уже к восьмому кругу был лидером гонки и продержался на этом месте десять кругов, пока не заехал на пит-стоп. И это на трассе, которая названа необгонной! К сожалению, из-за проблем со связью Артем затем заехал слишком рано на пит-стоп, команда была не готова, на этом потеряли много времени, а затем и вовсе все пошло не так: новая мягкая резина деградировала слишком быстро, и Артем сумел финишировать лишь 11-м.

Похожий прорыв показал в воскресенье и Макс Ферстаппен. Стартовал он также с 19-й позиции, на девятом круге был уже пятым, а затем, когда лидеры ушли на пит-стопы, и вовсе возглавил гонку. Произошло это ровно в его 21-й день рождения!

Если продолжать разговор о прорывах, то красивую гонку в субботу показал и Никита Мазепин, выступающий в серии GP3 (гонка поддержки уикенда в Сочи). На пятничной квалификации он завоевал поул-позицию, но затем результат его быстрейшего круга был аннулирован из-за срезанного поворота, так что в субботу Никита стартовал лишь с восьмого места. Но он, что называется, поймал кураж, и несмотря на проблемы, связанные с резиной, сумел закончить гонку на серебряном подиуме.

Никита Мазепин

«Мне удалось лучше распорядиться резиной, чем лидерам, даже несмотря на совершенные обгоны, и, если бы было еще несколько кругов, возможно, удалось бы и побороться за победу, — рассказал Никита после гонки. — Что касается резины, тут рецепт простой: ехать аккуратнее, не допускать ошибок и вылетов, не скользить машиной, не блокировать шины. У меня был хаотичный старт, я был в миллисекундах от того, чтобы моя гонка закончилась в первом повороте, но все обошлось. К сожалению, трасса с утра была очень грязная, приходилось отрывать пленку с визора чуть ли не каждые два-три круга. Так что за гонку я оторвал порядка семи пленок».

Еще одним вундеркиндом российского Гран-при помимо Ферстаппена стал Шарль Леклер. Он сумел выйти в третий сегмент, квалифицироваться седьмым, показав отличную скорость, которая вызвала недоумение у команд среднего эшелона, а в воскресенье и финишировать на седьмом месте, удержав позицию и оказавшись следующим за группой лидеров. Кроме того, в гонке он продемонстрировал несколько очень зрелых и уверенных ходов, в том числе при обгоне Кевина Магнуссена.

Шарль Леклер

Теперь все с нетерпением ждут следующего сезона, когда Леклер начнет выступать за Ferrari, потому что молодой монегаск настроен более чем решительно и не намерен давать спуску своему будущему партнеру по команде. А если новые моторы Honda на самом деле окажутся так хороши, как про них сейчас говорят, то следующий сезон может быть невероятно интересен соперничеством двух молодых пилотов — Ферстаппена и Леклера. Посмотрим, как сумеет ответить на этот вызов Mercedes.

Ну а сегодня Ferrari, к сожалению, отстают все больше и больше, и Себастьяну Феттелю, который провел в Сочи довольно консервативную гонку и не стал «упираться», сопротивляясь напору Хэмилтона, теперь только и остается, что пинать его машину…

Фото: автора, «Сочи Автодром», Mercedes-AMG F1 и из открытых источников

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, вы должны войти.